В 1843 году начинается строительство железной дороги между Петербургом и Москвой по проекту инженера П. П. Мельникова. Он предложил прямое направление для железной дороги, прекрасно понимая его выгодность. Благодаря этому направлению Бологое оказалось почти посередине будущей железной дороги.
Для постройки железной дороги было завербовано 35 тыс. мужиков. Возможность скопления многочисленной армии крепостных мужиков на небольшом участке беспокоило царское правительство. Живое пламя бунта то там, то тут вспыхивавшее в дворянских поместьях, здесь могло разгореться еще сильнее. Из корпуса жандармов было скомплектовано особое железнодорожное полицейское управление. Оно поступило на содержание железной дороги.

Были созданы две дирекции: северная – расстояние от Петербурга до Бологое, ее возглавил инженер П. П. Мельников, южная – расстояние от Москвы до Бологое – возглавил инженер Н. О. Крафт. С увеличением объема работ на строительстве уже было занято почти 60 тыс. человек. Земляное полотно сооружалось сразу на два пути. Глубокие выемки чередовались с громадными насыпями. Приходилось осушать глубокие болота. Все земляные работы производились вручную с конной и тачечной возкой. Лишь на огромной Кузнецовской выемке между станциями Валдайка и Березайка были впервые применены в России паровые землекопы.
Железная дорога строилась в тяжелейших условиях. От недоедания, сырости, тесноты среди рабочих начались повальные болезни: тиф, лихорадка, чахотка, цинга. Каторжные условия труда, пьяные буйные драки – все это уносило людей в могилы. Плохая пища, нехватка одежды, обуви, ужасные жилищные условия, неправильные обмеры выполненных уроков усиливали недовольство крестьян. Участились побеги. На поимку беглецов по распоряжению царя направлялись жандармы. После наказания розгами их возвращали на работу. В бегах за все время побывало 6 тыс. человек.
К августу 1851 года все основные работы были закончены, однако официальное открытие железной дороги состоялось только 1 ноября 1851 года. Близ села Бологое железная дорога прошла вдоль Бологовского озера, вытянутого в длину почти на 14 километров. Эти земли, в количестве 29,172 кв. сажен издавна были собственностью князей Путятиных. Со строительством железной дороги и станции сюда хлынули купцы, предприниматели, торговцы. Землевладельцы продавали или сдавали в аренду застройщикам принадлежащие им земли. На этих землях строились дома, открывались лавки, трактиры, ночлежки, небольшие предприятия, на которых трудились по 20-30 человек. Застройка велась между озером и железной дорогой. К началу ХХ века Бологое имеет вид вытянутого в длину поселка с численностью населения около 10 тысяч

4 июля 1870 года открылось железнодорожное сообщение между Рыбинском и Бологое. В 1897 году вводится в эксплуатацию железная дорога на участке Медведево – Торопец. Станция Бологое становится крупным железнодорожным узлом.
Строительство железной дороги сыграло решающую роль в развитии Бологое. Во второй половине XIX века были построены первые промышленные предприятия: лесопильный и кирпичный заводы, мукомольная мельница. В 1880 году была открыта первая гармонная мастерская Я. И. Якка. Впоследствии стали действовать еще две: мастерская Митропольского, открытая на деньги Синода, и мастерская Плюснина. Эти мастерские выпускали всевозможные музыкальные инструменты: физгармонии, митрофоны, рояли, пианино. Но особую известность в России получили маленькие звучные гармошки-«бологовки». В 1912 году «бологовка» была представлена на международной учебно-промышленной выставке в Париже и награждена большой серебряной медалью.
К концу XIX века в Бологое существовало 14 крупных и мелких лавок, 7 питейных домов, 4 трактира и 2 казенки.
После открытия железной дороги Бологое становится известно как место отдыха. Солнечные березовые рощи, сосновые боры, чистые озера, обилие грибов и ягод, отличная охота, прекрасная рыбалка, а самое главное – близость к Москве и Петербургу сыграли свою роль. На берегу Бологовского озера и других местных водоемов появляются дачи и усадьбы известных людей.
История Бологое 2-й половины XIX века связана с именами известных деятелей литературы и искусства. С Бологое связаны имена друзей А. С. Пушкина - Д. А. Эристова, Ф. Ф. Матюшкина, в имении Путятина бывали Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, А. В. Александров служил регентом в Покровском соборе. Много имен деятелей литературы и искусства связаны с Бологовским районом.
К 1917 году Бологое становится крупным железнодорожным поселком с тремя церквями и 77 торговыми и другими заведениями. Имелось: винных складов – 1, трактиров – 4, харчевен – 1, пеньковых погребов – 2, мануфактурных магазинов и лавок – 30, парикмахерских – 2, портняжных – 2, сапожных – 5, часовых мастерских – 4, золотых и серебряных дел – 2, медницкая – 1, жестяная – 1, чулочная – 1, белошвейная – 1, торговых бань – 3, кирпичный и лесопильный заводы.
Центром поселка Бологое становятся Соборная и Торговая площади. В центре Соборной площади (сейчас Детский сквер) стояла церковь – Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Окаймляли площадь дома – лавки и питейные заведения крупных купцов – братьев Коловских, Артемьева, Гребенщикова, Гречина, подрядчика земляных работ Мельникова, подрядчика малярных работ Каретникова и др.
На Торговой площади (сейчас площадь Ленина) также располагались дома – лавки, трактиры, питейные заведения купцов Уткина, Бельтихина, Клюканова, Лаврентьева и других. На противоположной стороне лощади (ныне сквер Кирова) была установлена коновязь – место стоянки и привязи лошадей.

Использованы материалы статьи «Старое Бологое»
Н. И. Дубравицкого
(«Новая жизнь» № 139 1971 г.)