XIX ВЕК В БОЛОГОЕ

В начале XIX века Бологовские земли принадлежали князю Путятину, дворянкам Василисиной и Зарубиной и другим помещикам. В середине XIX века село Бологое, почти никому не известное ранее, появилось на карте Российской империи. И вызвано это было следующими событиями. С 1843 по 1851 год по велению Николая I строилась первая в России железная дорога из Петербурга в Москву. Один из вновь созданных неселенных пунктов был назван железнодорожной станцией Бологое, которая была расположена в пяти верстах от села. Таким образом, Бологое стало пристанционным поселком, что сыграло огромную роль в его развитии. Впоследствии станция и село превратились в крупный железнодорожный узел с мастерскими и депо.

В первой половине XIX века, т. е. до строительства Николаевской железной дороги, сельцо Бологое включало две церкви (одна деревянная, построенная в 1765 году, другая – каменная, построенная в 1808 году и существующая до настоящего времени), дома служителей церкви, усадьбу князя Путятина и несколько изб крепостных крестьян. Избы крепостных были расположены между церковью и усадьбою князя Путятина (сейчас улица Старобологовская). Всего населения было около 100 – 120 человек.
Современная улица Кирова представляла собою в то время проселочную грунтовую дорогу, ведущую от Бологовской церкви к деревне Медведево, и ответвлялась к деревне Огрызково. На месте современного Детского сквера было поле, на котором крепостные крестьяне князя Путятина сеяли рожь и овес. на раскинувшихся поблизости лугах косили траву.
Там, где сейчас на улице Кирова стоит 4-х этажный жилой дом № 1, была мельница. Она находилась на речке, которая вытекала из Бологовского озера. Русло этой речки пролегало там, где в настоящее время находится площадь Ленина. Далее она сливалась с речкой, вытекающей из Огрызовского озера и затем, по болотистому руслу, тянулась к озеру Нестерово. Современный исток речки Бологовки, что проходит рядом со школой № 1 – искусственный. Новое русло Бологовки позволило в период строительства железной дороги снизить общий уровень воды в Бологовском озере и тем самым осушить места, прилегающие к железнодорожному полотну.
К 60-м годам XIX столетия население Бологое, главным образом за счет железнодорожников, резко возрастает. По данным за 1865 год железнодорожников насчитывается мужчин – 529, женщин – 366, а всего населения около 1500 человек.
Интересны некоторые данные о жителях и селениях, входивших в Бологовский погост в 1865 году:
1. Усадьба князя Путятина представляла собой 1 деревянный господский дом и 3 избы для прислуги.
2. Мыза помещика Вишневского – 1 деревянный господский дом и 4 избы для прислуги.
3. Усадьба Данилова г. Бронченко – 2 деревянных господских дома и 4 избы для прислуги.
4. Деревня Огрызково в 2 верстах от церкви и в версте от озера Глухое, дворов – 34. Жителей: мужчин – 106, женщин – 110.
5. Деревня Медведево в 3 верстах от церкви, в полверсте от Бологовского озера. Дворов – 32. Жителей: мужчин – 96, женщин – 98.
6. Село Высокое в 6 верстах от церкви, мыза княгини Эристовой. Дом каменный трехэтажный, с тремя флигелями.
7. Деревня Горки. Дворов – 14. Жителей: мужчин – 52, женщин – 55.
8. Деревня Починок. Дворов – 52. Жителей: мужчин – 135, женщин – 152.
9. Деревня Никифорово. Дворов – 13. Жителей: мужчин – 39, женщин – 47.
10. Деревня Подлипье. Дворов – 28. Жителей: мужчин – 74, женщин – 81.