БОЛОГОЕ В КАМЕННОМ ВЕКЕ

Знакомство с историей города Бологое мы начнем с очень давних времен, с III тысячелетия до новой эры.
Картину того далекого прошлого могут раскрыть только данные археологических раскопок и первые летописи. На береговых кручах, в размытых водой слоях песка и земли находят археологи следы людей, живших тысячи лет назад. Первые археологические раскопки в районе Бологое, на берегу Бологовского озера возле места, называемого «Ворота на узах», произвел в 1879 году известный археолог-любитель, князь Павел Арсеньевич Путятин.

В те далекие времена, которые относятся к каменному веку, по берегам Бологовских речек и озер, вокруг Бологовского озера, озер Кафтино, Пирос и в бассейне реки Мста жили древние люди. Они селились ближе к воде. Обилие спокойных, богатых рыбой озер и речек, а также большие запасы кремния и камня для изготовления орудий создавали благоприятные условия для жизни в этом районе, где селились многочисленные племена. Жили они небольшими поселениями в примитивных ямах-землянках, для охоты на диких животных у них имелись каменные топоры, насаженные на палки, а также лук, стрелы и дротики.
Животный мир был богаче и разнообразнее, чем теперь, а климат мягче. При проведении археологических раскопок в районе г. Бологое в самом нижнем, так называемом древнем слое, смешанном с золой и углем, были найдены отбивные кремниевые орудия: скребки, резаки, орудия клиновидной формы, а также топоры, пилки, орудия миндалевидной формы, поделки из янтаря, окаменелые гигантские раковины. Во втором слое были обнаружены кости кабанов, бобров, торфянникового быка, выдр, куниц, белок, зайцев, медведей, крыс и мышей, поделки из кости. В окрестностях Бологое были найдены и бивни мамонта. Среди рыбьих костей особенно много щучьих. Здесь же были обнаружены примитивные рыболовные крючки и гарпуны, многочисленные черепки керамических изделий и кусочки красок: красной, желтой, белой и черной. Археологические раскопки указывают на то, что древние финно-угорские племена начали применять железо в YI – YII веках до н. э. При раскопках остатков древних селений и городищ, укрепленных валами и рвами, археологами были найдены на берегах наших озер глиняные грузила для сетей и пряслица-кружочки из глины и камня. Эти пряслица надевались на конец веретена для сучения нити. Значит, в IY – Y веках люди уже пряли и ткали грубую материю для одежды.
Таким образом, по данным археологических раскопок было установлено, что берега Бологовского озера давно облюбованя и заселены нашими далекими предками.
В археологическом отделении антропологического музея в Санкт-Петербурге, археологическом отделении исторического музея в Москве и частично в Эрмитаже хранятся обширный фактический материал с раскопок в Бологое и его окрестностях. Некоторые экспонаты имеет и Бологовский городской музей.
Жизнь ископаемого человека протекала в постоянной борьбе со стихийными силами природы. Люди жили в «жилых ямах», над которыми строился шалаш. Остовом шалаша были колья, сходившиеся вверху в одной точке. Колья переплетались хворостом, обмазывались глиной и покрывались шкурами диких животных. На Бологовской стоянке найдено 12 таких жилищ. Основным занятием первобытных людей были охота, рыбная ловля и сбор съедобной растительной пищи. Найдены остатки древесного угля и обожженные черепки посуды – следы огня.
В те далекие времена люди довольствовались той пищей, которую находили во время охоты, ловли рыбы, сбора грибов, ягод и съедобных растений. Они свободно переплывали при необходимости через озеро, могли добывать огонь с помощью кремния и трением кусочков сухого дерева. Одеждой для них служили шкуры диких животных и листья деревьев. От дождей спасались в шалашах и шатрах. Люди были рослые, физически очень сильные, выносливые и неприхотливые. Они легко переносили холод и жару, дождь и снег, недостаток пищи, в то же время строго соблюдали родовые законы, уважали старших.
Спокойно стоят причудливые, дивные леса. Неповторимым ароматом наполнены нетронутые травяные луга. Первозданная природа. Тишина. Край непуганых птиц. Кто же жил тогда на Бологовских землях?
В IY – Y веках в бассейне реки Мста отмечено наличие и противостояние двух культур. Одна – славянская культура – двигалась с запада, вторая – финно-угорская – оттеснялась к востоку. Свободные между финскими поселениями земли постоянно заселялись с севера и северо-запада ильменскими славянами. На восток оттеснялись финно-угорские племена: веси, мордва, мери, муромы.
Бологовский район – исконно Новгородская земля. И город, и сельская местность полностью входили в земли Великого Новгорода. Во времена Нестора на Новгородских землях проживали территориально замкнутые племенные группы, занимавшие порой огромные территории. Эти малочисленные группы были разделены непроходимыми болотами и дремучими лесами. Располагались они по берегам озер и рек. Отсутствие общения с другими группами вело к обособлению и появлению диалектных различий языка.
Наибольшее распространение среди финно-угорских племен имели в наших краях веси. Лингвист Д. В. Бубрих считает родоначальницей «веси» «волховскую чудь».
Древняя Русь объединила все мелкие финские племена под одним общим названием «чудь», что значит «чудаки, чудные люди». «Весь» - это древнейший финский народ. Они называли себя «лудиникад», что значит «народ старинной кости» или «древнего происхождения» (от слов «лудь» - кость и «чад» - старинный, древний).
Слово «весь» произошло от чудского «вези» - вода и объясняют это название обилием воды в стране «Весь». Жители занимались охотой и рыболовством, обменивали у волжских болгар мех на оружие. При движении славянских племен на север часть весей была уничтожена, а часть слилась с ними, образовав великорусское племя.
Наиболее долго проживали в наших краях веси в Весьегонском районе, что в Тверской области, и в Моревском районе Новгородской области.
Археолог А. А. Спицын в 1903 году обнаружил на берегу озера Бологое два городища дьяковского типа, которые относятся к 1 тысячелетию до н. э. и принадлежат финно-угорским племенам. Значит, есть веские основания считать, что Бологовская земля была заселена финно-угорскими племенами, на смену которым пришли славяне.

СЛОВЕНЫ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ

По мнению профессора Тверского государственного университета Ю. Смирнова, в районе озера Пирос 2 – 2,5 тысячи лет назад и до 8 – 9 веков н. э. проходила граница раздела культур между племенами веси и славянскими племенами. Граница проходила по северу Селигера, речкам Алешенке и Березайке, дальше по озеру Пирос, топким болотам до реки Мсты. Об этом говорят сохранившиеся захоронения – длинные курганы-насыпи на западе и сопки на востоке. На западе жила нерома, на востоке – весь. На юго-западе жили кривичи, на северо-западе – ильменские словены, по среднему течению Мсты также жили моревы (нерома), которые позднее слились с ильменскими словенами.
Во время археологических раскопок на Валдае Н. К. Рерих слышал от местных жителей легенду, что на речке Березовке произошло большое сражение между славянскими племенами, которые жили по одной стороне речки, и мордвой с черемисами, которые жили на другой стороне (черемисы – народы, родственные мери). Предполагается, что славянские племена пришли в Y – IY веках н. э. по Волге и Селигеру в район Демьянска, Старой Руссы, а затем в район озер Велье, Пирос, Бологовского озера, рек и озер бассейна Мсты. Здесь среди лесов и болот к обработке были пригодны лишь небольшие участки земли по берегам рек и озер. Топором, огнем и сохой отвоевывали славянские пришельцы землю для пашни и осваивали ее. Ставили починки-однодворки, которые постепенно росли, превращаясь в селения. Помимо земледелия занимались охотой и рыбной ловлей.
Славяне имели белого цвета кожу, русые, светлые или золотистые волосы, большой рост и огромную физическую силу. Шел суровый естественный отбор на выживание. Слабые умирали рано. Дорог тогда еще не было. Но был водный путь, и Древняя Русь сосредоточилась у рек и озер, где потом и возникает великий водный путь «из варяг в греки».
В опасных местах водного пути славянские племена имели крепости-городки: под Вышним Волочком у села Городолюбня, в устье Цны, недалеко от впадения ее в озеро Мстино, в истоке Мсты – два городка – один на берегу озера, другой на левом берегу Мсты. Несколько городищ было за Млевом, против устья Березайки – снова городок. Славяне поклонялись солнцу и огню, как главной животворной и очистительной силе. Главными богами были Перун – создатель молнии и грома, Ярило – бог пробуждения природы, Даждь – бог солнца, Велес – охранитель домашнего скота, Хорс – покровитель лошадей, Мокошь – богиня плодородия, покровительница льноводства и ткачества, Сварог – бог огня, сын Сварога – Сварожич – покровитель домашнего очага и жертвенника. Вода у славян наделялась особыми животворными и очистительными свойствами. Широко применялись очистительные и целительные ритуальные купания в озерах, реках, у священных языческих родников и колодцев. Здесь же проводили омовения новорожденных, странствующих и болящих, сопровождался ритуал наговорами и заговорами.
В Лохове, согласно легенде, долго сохранялись ступени древнего языческого храма. Поблизости от него был сруб-колодец и жертвенник. Сруб затем завалили камнями, а плиты с высеченными на них большими человеческими ступнями современные люди выломали для своих построек.
Камни-следовики являются интересными памятниками каменносечного искусства древних славян языческих времен. Камням придавалось значение предметов культа, а изображения на них обожествлялись. След на камне считался «божьим», священным. Принося жертву камню с высеченной на ней стопой, люди просили у своего божества хорошего урожая, удачной охоты, избавления от болезней. Такие камны были известны еще в Y веке н. э.
До XY века территория нынешнего Бологовского района и г. Бологое принадлежала Новгородской боярской республике и граничила с Тверским княжеством. Это были так называемые Новоторжские земли. Новоторжские земли часто подвергались набегам со стороны литовцев и шведов, татар и немцев. Разоряли и грабили их и свои соседи – Московские, Тверские и суздальские князья и бояре. Население держалось главным образом на земледельческом труде. Лесной и рыбный промысел были только подспорьем. Спокойно жилось жителям нашего края, пока стоял мир между Суздалем, Москвой и Новгородом. Ладилась и безобидная торговля. Много лет Торжок, как очистительная и более богатая жертва, принимая на себя первые удары, успевал насыщать алчную корысть врагов, а богатый Новгород в трудное время мог откупить свои вольные права. Но как только возникали крупные военные конфликты и начиналась заваруха, пограничные новгородские волости от торжокских до Волоцких и деревских, в т. ч. мстинских и бологовских, первыми испытывали на себе все ужасы и страдания. В селениях брали все, что хотели. Жгли дома и весь хлеб в скирдах, в поле и на корню. Большие испытания и голод приносили и стихийные бедствия. Так в 1227 году от половины августа до декабря густая тьма покрывала небо и шли беспрестанно дожди. Сено, хлеб гнили на лугах и в полях, житницы стояли пустые. Мороз 14 сентября побил все озимые. Начались болезни, голод и мор. Люди ели липовую и сосновую кору, мох, траву, не брезговали кошками и собаками. Дело дошло до людоедства. В Новгороде умерло 45 тыс. человек, а в Новгородской земле более 250 тыс.
В 1229 году Литва завоевала Любно, Мореву и Селигер, но получила отпор от Новгородцев, которые пришли через о. Ильмень. В это время была захвачена Литвой и большая часть Бологовских земель.
В 1234 году снова опустошение и грабежи со стороны Литвы, в 1240 году на Новгородскую землю совершили набег рыцари Ливонского ордена. В 1238 году войска хана Батыя захватили Торжок. Дальше по льду рек и озер татары вышли на Селигер и двинулись на Новгород через Полново, Демьянск, Старую Руссу. Головы жителей падали, как скошенная трава.
Неспокойно жили наши предки и последующие 100 лет. В 1386-1387 году Дмитрий Донской, чтобы наказать новгородцев за походы их ушкуйников на Волгу и за связи Новгорода с Литвой совершил поход на Новгородские земли. Его дружины прошли по верхневолжским озерам – Волго, Пенно, Вселуг и Стерж и дальше на Старую Руссу. Местное население и рыбаки были обложены данью. В 1393 году Московская рать под предводительством князя Владимира Андреевича, дяди великого князя Московского Василия I, героя Куликовской битвы и брата Василия I, Юрия, заняла Торжок. Заняв Торжок, князья Владимир и Юрий «рать распустише по новгородским волостям воевати; и много пакости учиниша». Новгородцы в ответ на это взяли Устюжну в Вологодчине, г. Кличен на Селигере и много волостей. «И в то время с обе стороне кровопролитья много учинилося». И по Бологовским землям прошла война. Потом снова был заключен мир. В 1340 году московский князь Семен Иванович Гордый захватил снова Торжок и все его волости, в т. Ч. И Бологовские. При примирении взял с Торжка дань в 1000 рублей, а все волости обложил «черным бором».
В дальнейшем Торжок и все земли Новоторжские много раз переходили из рук в руки, были и в общем владении.
Летом 1471 года Московский царь Иван III двинул свою многочилсенную рать на Новгород. 6 июня князь Холмский повел 12-ти тысячное войско на Старую Руссу в обход озера Ильмень. Через 6 дней со Стригою-Оболенским двинулся другой отряд, который пошел через Вышний Волочек по Мсте и бологовским селениям на Яжелбицы, Демьян, Старую Руссу, оставляя за собой лишь выжженные пустыри. В январе 1478 года Новгород принял все условия Московского князя. Новгородские земли были описаны по погостам и на них наложен оброк, от которого «иные земли опустели». Через 7 лет поздней осенью Мстинское население расплачивалось новым разорением за всю Новгородскую землю, когда Московское ополчение прогулялось в сторону Новгорода. На этот раз с войсками шел и сам царь. Не готовая к войне и обороне Новгородская земля оказалась беззащитной, не оказывала сопротивление и была опустошена и разорена с большой жестокостью.
После покорения Новгорода Иван III взял бологовские земли в свою вотчину. Часть земель была роздана монастырям и московским князьям.
Почти через 100 лет новое опустошение огнем и мечом пронес через земли и ледовые дороги в декабря 1569 года Иван IY. Он решил навсегда покончить со своевольным Новгородским боярством и с большим войском двинулся на берега Волхова. Опустошая все на своем пути, шли воины Ивана Грозного через вышневолоцкие и бологовские селения по замерзшим рекам и озерам, по реке Мсте, с Яжелбиц свернули на Демьянск, затем на Старую Руссу…

ТАК СКОЛЬКО ЖЕ ЛЕТ БОЛОГОЕ?

В YIII томе Записок русского географического общества за 1853 год приведены сведения из писцовых книг за 1495 год, где упоминается сельцо Бологое и Бологовский погост, а также деревня Глубочиха. В «Тысячной» книге 1550 года значатся Бологовский, Сеглинский, Рютинский погосты, Хотиловский Ям. В книге «Деревской пятины» приведены письма Д. А. Замыцкого и подъячего Третьяка Мокеева (1581 – 1582 гг.), где написано про сельцо Бологое – «сельцо Бологая гора».
Есть мнение, что название сельца происходит от слова «благое», т. е. дикое, страшное место (орать благим матом). Однако большинство придерживаются мнения, что «благое» на славянском языке значит доброе, красивое, благодатное, хорошее место. А места по берегам Бологовского озера действительно благодатные. На географических картах времен Екатерины II Бологовское озеро занесено под названием «Благое озеро».

В СОСТАВЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Новгородская земля состояла из пяти частей-Пятин: Водской пятины, расположенной на левом берегу Волхова, Обонежской пятины, расположенной на правом берегу Волхова, Шелонской – на юго-западе, Деревской пятины – к юго-востоку от Новгорода и составляющей южный сектор Новгородских земель, Бежецкой пятины, расположенной между Обонежской и Деревской пятиной на востоке от Новгорода. Каждая пятина разделялась на податные округа, т. е. погосты, которые управлялись присланными из Новгорода должностными лицами. Земли нынешнего Бологовского района входили в состав Бологовского, Березовского, Сеглинского, Рютинского, частично Михайловсмкого, Пиросского и Коротецкого погостов, которые в основном были расположены в Деревской пятине. В этой же Деревской пятине 30 монастырей имели свои земли, часть земель лично принадлежала Московскому князю.
Погост являлся административно-торговым и религиозным центром. Как правило в селении жили представители общинной администрации, была приходская церковь и жилье для церковнослужителей и кладбище. В деревскую пятину входило в 1648 году 53 погоста, дворцовое село Валдай с присельем и девять рядков, приписанных во владение великому князю всея Руси Алексею Михайловичу. Земельный размер владений учитывался через однолошадное хозяйство, в «обжах». Обжа – площадь пашни, которую в течение года может полностью обслужить 1 человек на 1 лошади.
Новоторжские земли особо интересовали Ивана III как порубежные. Бывшие владельцы новоторжских земель получили взамен земли в других местах. Так конфискованные земли казненного в Старой Руссе в 1478 году Куприяна Арбузьева, расположенные в Бологовском погосте, были переданы новоторжцам.
После включения бывших новоторжских земель в состав Московского государства, на их территории были созданы волости и уезды. В каждый уезд был посажен княжеский наместник. На бывших новоторжских землях вводились новые порядки. Для обложения податями и налогами была проведена в 1495 году дотошная перепись всех деревень и жителей бывшей Деревской пятины, взяты на учет все земли и рыбные ловли, составлены оборочные книги (записи) на все погосты и волости. В 1859 году часть этих записей была опубликована.
Бологовский погост со множеством мелких деревушек, в число которых входило сельцо Бологое над озером Бологим, было в поместье за детьми князя Пужбальского, Иваном да Семеном. В те годы поместья давались за службу великому князю и не являлись его полной собственностью. К Бологовскому сельцу относилось 36 маленьких деревень, в каждой из которых было по 2 – 3 дома. Среди них значились Подлипье, Горка, Глубочиха. К поместью Пужбальских относились озера Конское, Видемля, Островец, Долгое, Глубокое. Село Медведево имело других хозяев. Здесь жили староста Федка Васков и крестьяне. Оброки были на наших землях очень большими. Примечательно, что в те годы с крестьян, только что поселившихся на землю, оброка не брали.
Часть бологовских необрабатываемых земель была отдана бывшим новгородским и новоторжским земледельцам вместо отобранных от них угодий и пашен. Московские князья и бояре стали заселять бологовские земли привозными крестьянами и осваивать их.
Всего в Деревской пятине проживало 1784 человека мужского пола. В среднем на один крестьянский двор приходилось по 3,5 жителя.
В 1500 году одна треть обеж приходилась в Деревской пятине на дворцовые и оборочные земли, на поместные приходилось 44,7% всех земель. Стоимость скота в Деревской пятине составляла в XY веке: лошади 26-30 алтын, корова – 25 алтын, баран – 1 гривна.

ЗНАТНЫЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ

В 1648 году самыми крупными землевладельцами в Деревской пятине были князь И. Д. Пожарский (сын знаменитого Пожарского), Л. П. Хрипунов, И. М. Аничков. Пожарский владел 57 дворами, в которых проживало 180 человек. Среди вотчин покрупнее были у Стоговых, Аничковых, Кутузовых и Дириных. А всего в Деревской пятине было 123 феодальных фамилии с 345 владельцами. Среди новых помещиков Деревской пятины были Московские и Суздальские – Змеевы, Бестужевы, Тыртовы, Бутурлины, Жиборевы, Хвостовы, Алексеевы, Краснослеповы. В 1678 году появились помещики Кемецкие, Лялины, Матюшкины, Кутузовы, Благовы. Среди помещиков одних Хвостовых было 15 человек. Они имели 339 крепостных крестьян в 117 вотчинах. Получали здесь земли и бывшие служивые люди, и иноземные переселенцы за службу великому князю.